Робот или «автомат»?

Роботизированные коробки передач – простой и бюджетный способ оснастить недорогую модель автоматической трансмиссией. Но, различия между классической АКП не только в стоимости, но и в других деталях. Ценен ли “робот” в своих преимуществах при существующих минусах?

То, что принято называть роботизированной или автоматизированной трансмиссией, на самом деле, это простая механическая коробка с пристроенными к ней электроприводами. Которые вместо водителя двигают тяги кулисы и выжимают сцепление. Управляет этими приводами электронный блок, он высчитывает некоторые факторы, и в его задачу входит – переключение  передачи вовремя и как можно скорее.

Роботизированная автоматическая трансмиссия – это банальная “механика”, к которой прикрепили сервоприводы, движущие рычаги кулисы и сцепление вместо водителя.

Этот тип трансмиссии был изобретен недавно, примерно полтора десятка лет назад и  за это время “роботы” успели значительно усовершенствоваться: стали более быстрыми и надежными. Цена на такую трансмиссию значительно дешевле и гидромеханической АКП, и бесступенчатого вариатора. За счет этого и получил  распространение, как на бюджетных компактных моделях, так и  на кроссоверах.

Но, не смотря на все преимущества, некоторые автомобилисты, роботизированные коробки не очень  любят. А есть ли за что?

Динамика. Важной проблемой, за которую роботов подвергают критике  – это задержки при разгоне. Робот долго думает на каждой передаче и при кик-дауне, и при обычном ускорении. Это необходимо учитывать при обгонах, а толчки и зависания заметны даже пассажирам. При режиме “работа” классическая АКП кажется просто идеалом динамики и комфортабельности – хотя, как известно, не все так идеально.

Экономичность. Отлаженный “робот” может обеспечивать экономичность даже лучше обычной механики. Ведь управляет процессом подбора передач и их переключением компьютер, а усложняющих факторов, повышающих затратность, в виде гидротрансформатора или гидромуфты, нет.

И роботизированная МКП, и гидромеханическая АКП оснащены режимом ручного переключения. Это удобно при торможении двигателем и движения на подъем под нагрузкой.

Движение в пробках. Существует значительная разница в работе двух автоматических трансмиссий в условиях напряженного городского трафика.

Для робота довольно не нежелателен режим, когда машина подолгу едет на небольшой скорости. Так как  фактически это происходит при полунажатом сцеплении, его диски будут быстро изнашиваться – так “на работе” лучше не ползти, а подождать пока впереди не освободится отрезок пути, который можно преодолеть быстрой короткой “перебежкой”. Классический автомат при таких условиях работает отлично, так как у него вместо сцепления – потоки смазки между двумя роторами.

Движение в тяжелых условиях. Поскольку за процесс соединения трансмиссии отвечает обычное двухдисковое сцепление (хотя и с приаттаченным сбоку электроприводом), робот, как и классическая АКП, не боится выезжать на бордюр. Он без проблем двигается по плохим грунтовкам, и буксует. Правда, “раскачаться”, если  засели в грязи или снегу, на “работе” будет сложно. Словом, трудности в движении роботизированная коробка и АКП переживают примерно одинаково, при этом  навыки управления в таких ситуациях нужны разные.

Ремонт АКП с гидротрансформатором (на фото) доступен только профессионалам высокого класса. С заменой навесных блоков “робота” справится простой механик.

Долговечность. По сравнению с гидромеханической АКП роботизированная коробка устроена проще, значит ее ремонт будет значительно дешевле. По поводу ресурсов, то в обоих случаях он во многом зависит от стиля езды, а также от модели и производителя. В целом цикл работы  примерно одинаков: если в классическом “автомате” чаще всего подгорают фрикционы, то у “роботов” прежде чаще отказывает сервопривод переключений и иногда сцепление.

Цена. Роботизированная “механика” гораздо бюджетней гидромеханической АКП, и это заметно по ценам в автосалонах, особенно когда речь идет о не дорогих моделях.

К сожалению, автопроизводители зачастую не оставляют нам выбора, и некоторые новые модели продаются только с роботом, или только с “механикой”. Если у вас нет особых запросов, то можете смело выбирать роботизированную трансмиссию: на множестве моделей она довольно живучая, надежная и честно отрабатывает свой ресурс. Ну а если вы не большой любитель “робототехники” и сомневаетесь в  долговечности вариатора CVT, то советуем искать классический гидромеханический “автомат”. На новых машинах такую ​​коробку можно найти среди моделей, которые выпускаются давно, или в каталогах брендов, так сказать, второго порядка, которые не спешат за технической модой и используют проверенные технологии недалекого прошлого.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.